Россия, 107497, г. Москва, ул. Амурская, д. 9/6
с 8.30 до 17.00

Семинар «Организация энергосбережения на муниципальном уровне»

29.04.2012

16 апреля 2012 г. на базе ОАО «САНТЕХПРОМ» состоялся семинар на темы: «Организация энергосбережения на муниципальном уровне. Анализ нормативно-правовой базы, энергетическая стратегия города Москвы до 2020 года». «Бухгалтерский учёт, налог на прибыль и НДС в 2012 году. Сложные вопросы».

 

Мероприятие, организованное Муниципальным фондом поддержки малого предпринимательства ВАО города Москвы совместно с компанией «САНТЕХПРОМ» посетили представители управляющих, эксплуатирующих компаний, жилищных объединений, а также руководители и главные бухгалтера бизнеса округа. Благосостояние и устойчивое развитие муниципальных образований, в первую очередь, зависят от их экономического состояния, которое в значительной степени определяется расходами на энергоресурсы и качеством энергообеспечения в условиях крайней ограниченности и значительного субсидирования местных бюджетов ЖКХ является одним из крупнейших потребителей топлива и энергии в России – на его долю приходится около 30% всего энергопотребления страны. В системах городского (районного) теплоснабжения, особенно при транспортировке, распределении и регулировании, часто используются технические средства, разработанные 40–50 и более лет назад и имеющие большой физический и моральный износ. По данным обследований, проведенных в ряде регионов России, резервы экономии в системах ЖКХ и муниципальной энергетики оцениваются в 15–30% действующих затрат на энергообеспечение, включая водопользование. Все это позволяет называть экономию энергоресурсов в системе муниципального ЖКХ «золотым дном». По первому вопросу «Организация энергосбережения на муниципальном уровне. Анализ нормативно-правовой базы, энергетическая стратегия города Москвы до 2020 года» слушали Раевскую Анжелу Васильевну, директора Муниципального фонда поддержки малого предпринимательства ВАО города Москвы. Вначале своего выступления она напомнила собравшимся, что, несмотря на большое число различных нормативных и законодательных актов, изданных на всех уровнях власти (Президент, Правительство, Госдума, региональные власти), внедрение в жизнь энергосбережения как вида деятельности идет медленно. Основными причинами такого положения Анжела Васильевна выделила следующие причины:

 

1. Низкая квалификация специалистов энергетических служб в отношении использования энергосберегающих технологий.

 

2. Низкий уровень осознания населением и органами власти необходимости внедрения энергосберегающих технологий (ЭСТ) (низкий уровень «энергетической культуры», отсутствие ощущения избытка энергоресурсов и системы привития практических навыков энергосбережения в воспитательных и образовательных учреждениях – детских садах, школах и ВУЗах).

 

3. Отсутствие эффективной системы стимулирования внедрения ЭСТ.

 

4. Слабая законодательная база, включающая множество неработающих законов из-за отсутствия подзаконных актов.

 

5. Отсутствие системных инвестиций и низкая инвестиционная привлекательность проектов по энергосбережению в силу мощных законодательных барьеров в бюджетной сфере.

 

6. Отсутствие стимула у бюджетных организаций: бюджет уменьшают на величину сэкономленных средств (система лимитирования энергоресурсов).

 

7. Ложное понимание прогресса в развитии энергетики путем освоения новых источников энергии вместо внедрения ЭСТ,  несмотря на то, что внедрение ЭСТ в 3–4 раза  дешевле для достижения аналогичного энергетического эффекта, но требует значительно большего времени для воспитания уровня культуры в отношении энергосбережения.

 

По мнению докладчика, А.В. Раевской, опыт внедрения энергосберегающих проектов показал, что для получения максимального эффекта в заданные сроки рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:

 

I. Сбор исходной информации и выявление ключевых проблем.

 

Сбор исходной информации проводят на основе энергетического аудита и инвентаризации систем ЖКХ бюджетной сферы. Информация должна удовлетворять потребности проблемы, а обследование может быть проведено разной глубины и объема – от бухгалтерской информации до инструментального обследования. 

 

II. Выбор варианта финансирования.

 

На начальном этапе источниками финансирования могут служить федеральный, региональный и местный бюджеты, заемные средства, средства организации, внедряющей мероприятия, экологические фонды и иные внебюджетные источники (средства благотворительных фондов и частных программ социальной ответственности бизнеса). Основными среди них пока остаются собственные средства и заемные.

 

К дополнительным формам финансирования можно отнести использование механизма реинвестирования и средств грантов. Гранты позволяют облегчить начальную фазу работ по энергосбережению, а реинвестирование позволяет осуществить самоподдержание работ.

 

III. Разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) и бизнес-плана.

 

Этот этап дает возможность выделить наиболее эффективные мероприятия и при ограниченности финансовых средств приступить к их выполнению. Кроме того, этот документ позволяет привлечь инвестиции, защитить проект в рабочей группе по оценке эффективности энергосберегающих проектов при областной администрации. 

 

IV. Разработка программы энергосбережения.

 

Основные подходы к выбору энергосберегающих мероприятий, т.е. их ранжирование в соответствии с такими критериями, как окупаемость, комфортность и др., проводится по всем видам энергоресурсов в соответствии со следующими принципами:

 

- экономить в первую очередь то, что обходится дороже.

- последовательность внедрения мероприятий рекомендуется осуществлять в соответствии с их затратностью (беззатратные, малозатратные, среднезатратные, многозатратные).  

- выявить участки в технологии энергосистем с аномально большими потерями (найти энергетические дыры).

- вести точный учет потребляемых энергоресурсов.

- исключить, по возможности, посредников поставщиков энергоресурсов, т.к. они заинтересованы в переносе всех своих затрат и потерь на потребителя (лучше производить самим).

- реализовывать мероприятия по энергосбережению без ухудшения санитарно­-гигиенических условий жизни граждан.

- проводить тщательный анализ и выбор целей при разработке и выборе мероприятий для концентрации средств на самых эффективных мероприятиях. 

 

V. Мониторинг и оценка эффективности проектов по энергосбережению, отслеживание эффектов.

 

Под мониторингом понимается наблюдение и систематизация результатов внедрения мероприятий за определенный период, как правило, 1 год. 

Цели мониторинга:

 

- установить истинную величину экономии; 

- выяснить причины несоответствия фактических и теоретических величин экономии;

- выявить побочные положительные и отрицательные моменты;

- внедренные мероприятия требуют внимания: поддержание оборудования в рабочем состоянии, его настройка и проверка.

 

Иначе эффективность мероприятий падает и все возвращается, как показывает практика, «на круги своя». А  в связи  тем, что на муниципальном уровне реализуются в основном ЭСТ на базе или в интересах объектов социальной сферы, то все такие мероприятия имеют еще и большой социально-экологический эффект, которые демонстрируют свой интерес в привлечении бизнеса на свою территорию и открытость к инновациям. Как отметила Анжела Васильевна, примерно в трети случаев опыт проектов тиражировался за счет местных ресурсов на окружающие территории и служил основой для разработки и реального воплощения местных и региональных программ по энергосбережению, в том числе поддержанных частными инвесторами. Более подробно прямые и косвенные эффекты от реализации энергосберегающих проектов представлены на схеме. Очевидно, что общий эффект превосходит самые смелые ожидания и не до конца понимается местными властями. Это вообще характерно для инвестиций в местную инфраструктуру, которая является каркасом и фундаментом местного устойчивого развития.

 

Схема:  Прямые и косвенные эффекты от реализации энергосберегающих проектов на местном уровне.

 

В заключение доклада А.В. Раевская подчеркнула, что лишь в результате применения указанных механизмов и реализации проектов по энергосбережению возможен вывод местных сообществ на безубыточный уровень и создание предпосылок для отказа от дотаций, что существенно расширяет возможности местного устойчивого развития и снижает зависимость местных сообществ от ограничений, накладываемых бюджетным законодательством.

 

С докладом на тему:  «Бухгалтерский учёт, налог на прибыль и НДС в 2012 году: новые и обновленные ПБУ. Подготовка к составлению бухгалтерской отчётности за 1-й квартал 2012 г. Анализ типичных ошибок и нарушений, встречающихся при составлении отчётности. Анализ основных положений учетной политики организаций в 2012 году. НДС. Налог на прибыль. Обзор последних рекомендаций МинФина, ФНС и актуальной арбитражной практики» выступила  Каковкина Татьяна Владимировна – генеральный директор ООО «Аудиторская служба «Партнёры» (г. Москва)». Для более эффективного восприятия информации Татьяна Владимировна изложила его в виде следующей сравнительной таблице:

 

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ВСТУПИВШИЕ В СИЛУ С 2012 ГОДА

 

      

  

Что изменилось

  
  

Как стало с 1
   января 2012 г.

  
  

Как было до 1
   января 2012 г.

  

Налоги и сборы.
  Общие положения

Дополнены полномочия Минфина России (п. 1 ст. 1
  Федерального закона № 227-ФЗ от 18 июля 2011 г.).

Минфин России вправе давать письменные разъяснения
  налоговым ведомствам.

Не было предусмотрено таких полномочий.

Введена новая гл. 3.1 Налогового кодекса РФ об
  институте консолидированных групп налогоплательщиков (п. 1 ст. 1 Федерального
  закона № 321-ФЗ от 16 ноября 2011 г.).

Организации, которые уплачивают налог на прибыль,
  вправе объединиться в консолидированную группу налогоплательщиков на
  основании специального договора в целях расчёта и уплаты налога на прибыль с
  учётом совокупного финансового результата их хозяйственной деятельности.

Создать консолидированную группу налогоплательщиков
  можно уже с 1 января 2012 года.

Понятия "Консолидированная группа
  налогоплательщиков" в налоговом законодательстве не содержалось.

Введена новая гл. 14.1 Налогового кодекса РФ (п. 5
  ст. 1 Федерального закона № 227-ФЗ от 18 июля 2011 г.) в отношении
  взаимозависимых лиц.

Расширен перечень оснований для признания лиц
  взаимозависимыми, они приведены в ст. 105.1 Налогового кодекса РФ.

По иным основаниям стороны сделки могут быть
  признаны взаимозависимыми самостоятельно или по решению суда.

Взаимозависимости лиц была посвящена ст. 20
  Налогового кодекса РФ.

Продавец и покупатель могут быть признаны
  взаимозависимыми и по иным основаниям, но только на основании решения суда.

Введена новая гл. 14.2 Налогового кодекса РФ (п. 5
  ст. 1 Федерального закона № 227-ФЗ от 18 июля 2011 г.) в отношении
  определения рыночной цены для целей налогообложения.

Рыночная цена для целей налогообложения (при
  соблюдении определенных условий) определяется в соответствии с положениями
  ст. 105.3 Налогового кодекса РФ.

Понятие рыночной цены предусматривалось ст. 40
  Налогового кодекса РФ.

Введена новая гл. 14.3 Налогового кодекса РФ (п. 5
  ст. 1 Федерального закона № 227-ФЗ от 18 июля 2011 г.) в отношении методов
  определения рыночной цены для целей налогообложения.

 

Установлены методы определения рыночной цены для
  целей налогообложения (которыми может пользоваться в т. ч. ФНС России в ходе
  проверок):

  – метод сопоставимых рыночных цен;

  – метод цены последующей реализации;

  – затратный метод;

  – метод сопоставимой рентабельности;

  – метод распределения прибыли.

Допускается использование комбинации двух и более
  указанных выше методов.

Существовало три метода определения рыночной цены
  (которыми могли пользоваться в т. ч. налоговые инспекторы в ходе проверок):
  метод сопоставления рыночных цен, метод последующей реализации и затратный
  метод.

Каждый последующий метод можно было применять только
  при невозможности использовать предыдущий.

Введена новая гл. 14.4 Налогового кодекса РФ (п. 5
  ст. 1 Федерального закона № 227-ФЗ от 18 июля 2011 г.) в отношении
  контролируемых сделок.

Введено понятие "контролируемые сделки".
  Контролируемыми являются сделки, цены по которым ФНС России вправе проверить
  на соответствие рыночным. Они перечислены в ст. 105.14 Налогового кодекса РФ.

Порядок признания сделок контролируемыми в Налоговом
  кодексе не был установлен. На соответствие уровню рыночных цен могли быть
  проверены любые сделки (при соблюдении определенных условий).

Введена новая гл. 14.5 Налогового кодекса РФ (п. 5
  ст. 1 Федерального закона № 227-ФЗ от 18 июля 2011 г.) в отношении нового
  вида проверок, которые проводит ФНС России.

ФНС России вправе проводить проверки соответствия
  цены по контролируемой сделке уровню рыночных цен. Проверять соответствие цен
  рыночным в рамках выездной или камеральной проверки нельзя.

Специального вида проверок в отношении соответствия
  цен, применяемых сторонами сделки, рыночному уровню предусмотрено не было.
  Контроль проводился в общем порядке (налоговыми инспекциями) в рамках
  предусмотренных законодательством видов проверок.

Введена новая гл. 14.6 Налогового кодекса РФ (п. 5
  ст. 1 Федерального закона № 227-ФЗ от 18 июля 2011 г.) в отношении заключения
  соглашения о ценообразовании

Организации – крупнейшие налогоплательщики вправе
  заключить с ФНС России соглашение о порядке определения цен и (или)
  применения методов ценообразования в целях признания цен в контролируемых
  сделках рыночными.

В Налоговом кодексе РФ не содержалось положений о
  возможности заключения соглашения о ценообразовании.

Налог на прибыль

Изменен порядок определения дохода, полученного в
  натуральной форме (пп. "а", "б" п. 9 ст. 2 Федерального
  закона № 227-ФЗ от 18 июля 2011 г.).

Доход, полученный в натуральной форме, определяется
  исходя из цены сделки с учётом положения ст. 105.3 Налогового кодекса РФ.

Доход, полученный в натуральной форме, определялся
  исходя из цены сделки с учётом положения ст. 40 Налогового кодекса РФ.

Изменён порядок оценки дохода в виде безвозмездно
  полученного имущества (работ, услуг, имущественных прав) (пп. "а"
  п. 8 ст. 2 Федерального закона № 227-ФЗ от 18 июля 2011 г.).

Оценка доходов при безвозмездном получении имущества
  (работ, услуг, имущественных прав) проводится исходя из рыночных цен с учётом
  положений ст. 105.3 Налогового кодекса РФ.

Оценка доходов, полученных безвозмездно,
  производилась с учётом положений ст. 40 Налогового кодекса РФ.

Появилась новая категория плательщиков налога на прибыль
  – ответственные участники консолидированной группы налогоплательщиков (ст. 2
  Федерального закона № 321-ФЗ от 16 ноября 2011 г.).

Ответственный участник консолидированной группы
  налогоплательщиков исполняет обязанности плательщика налога на прибыль по
  группе, в частности:

  – определяет базу по налогу на прибыль в рамках группы;

  – ведёт налоговый учёт консолидированной налоговой базы;

  – рассчитывает и уплачивает налог на прибыль (авансовые платежи) по группе;

  – представляет налоговые декларации по налогу.

Ранее к числу плательщиков налога на прибыль не
  относился такой плательщик, как ответственный участник консолидированной
  группы налогоплательщиков.

Установлен новый порядок признания расходов на НИОКР
  (п. 3 ст. 2 Федерального закона № 132-ФЗ от 7 июня 2011 г.), в
  том числе предусмотрена возможность формировать резерв расходов на НИОКР (п.
  5 ст. 2 Федерального закона № 132-ФЗ от 7 июня 2011 г.).

В частности, произошли следующие изменения:

  – отдельно выделены расходы по созданию новых или усовершенствованию
  применяемых технологий, методов организации производства и управления;

  – определён закрытый перечень самих расходов на НИОКР;

  – изменён порядок признания расходов на НИОКР;

  – предусмотрена возможность формирования резерва расходов на НИОКР.

Ранее расходы по созданию новых или
  усовершенствованию применяемых технологий не были выделены отдельно, а
  расходы по созданию методов организации производства и управления вообще не
  были предусмотрены. Перечень затрат, относимых к расходам на НИОКР, не был
  установлен. Резерв расходов на НИОКР не формировался.

Уточнён порядок списания на расходы стоимости
  исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью не более 40 тыс. руб.
  (пп. "а" п. 4 ст. 2 Федерального закона № 132-ФЗ от 7 июня 2011
  г.).

Разрешено включать в состав прочих расходов,
  связанных с производством и (или) реализацией, затраты на приобретение
  исключительных прав на компьютерные программы стоимостью не более 40 тыс.
  руб..

В прочих расходах учитывались затраты на
  приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 20
  тыс. руб., а амортизируемым имуществом признаётся имущество стоимостью более
  40 тыс. руб. Налоговый кодекс РФ не разъяснял, как учитывать затраты на
  приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью от 20 тыс.
  руб. (включительно) до 40 тыс. руб. (включительно). Их стоимость включалась в
  материальные расходы (на основании разъяснений контролирующих ведомств).

Уточнён порядок установления субъектами РФ
  пониженных ставок по налогу на прибыль (пп. "а" п. 1 ст. 3
  Федерального закона № 365-ФЗ от 30 ноября 2011 г.).

Для организаций – резидентов особой экономической
  зоны пониженная ставка налога на прибыль, подлежащего уплате в региональный
  бюджет, не может быть выше 13,5 процентов (при соблюдении определенных условий).

Ранее было установлено, что для организаций –
  резидентов особой экономической зоны ставка налога на прибыль, подлежащего
  уплате в региональный бюджет, не может быть ниже 13,5 процентов.

Расширен перечень организаций, которые вправе
  применять ставку 0 процентов по налогу на прибыль (пп. б п. 1 ст. 3
  Федерального закона № 365-ФЗ от 30 ноября 2011 г.)

Организации – резиденты технико-внедренческой особой
  экономической зоны, а также организации – резиденты туристско-рекреационных
  особых экономических зон, объединённых решением Правительства РФ в кластер,
  вправе применять ставку 0 процентов по налогу на прибыль – в части прибыли от
  деятельности на территории особой экономической зоны, резидентами которой они
  являются, при условии ведения раздельного учёта.

Ранее подобная льгота не была установлена.

НДС

Изменён порядок определения цен товаров (работ,
  услуг) при расчете выручки от их реализации для целей налогообложения (пп.
  "а" п. 1 ст. 2 Федерального закона № 227-ФЗ от 18 июля 2011 г.).

При определении выручки от реализации товаров (работ
  услуг) для целей налогообложения принимается стоимость этих товаров (работ,
  услуг), рассчитанная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3
  Налогового кодекса РФ.

При определении выручки от реализации товаров (работ
  услуг) принималась стоимость этих товаров (работ, услуг), рассчитанная исходя
  из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса РФ.

Установлен срок для представления в налоговую
  инспекцию банковской гарантии, необходимой для возмещения НДС в заявительном
  порядке (пп "б" п. 21 ст. 2 Федерального закона № 245-ФЗ от 19 июля
  2011 г.).

В целях возмещения НДС в заявительном порядке
  банковскую гарантию нужно представить в налоговую инспекцию в срок не позднее
  пяти рабочих дней со дня сдачи декларации по НДС, в которой заявлена сумма
  налога к возмещению.

Ранее банковскую гарантию надо было представлять
  вместе с декларацией по НДС.

 

Уточнён порядок предоставления освобождения от НДС
  при выполнении реставрационных работ объектов культуры (пп "а" п. 4
  ст. 2 Федерального закона № 245-ФЗ от 19 июля 2011 г.).

Льгота действует в отношении чёткого перечня работ с
  прямой отсылкой к Федеральному закону № 73-ФЗ от 25 июня 2002 г. Указаны
  документы, необходимые для получения льготы.

Точный перечень работ, к которым можно было
  применить льготы, установлен не был. Отсутствовало уточнение о документальном
  подтверждении льготы.

Продлён период применения ставки НДС 10 процентов в
  отношении лизинговых операций со скотом и птицей (ст. 3 Федерального закона №
  338-ФЗ от 28 ноября 2011 г.).

До 1 января 2018 года продлён срок применения ставки
  НДС 10 процентов в отношении услуг по передаче племенного скота и птицы во
  владение и пользование по договорам финансовой аренды (лизинга) с правом выкупа.

Ранее срок применения ставки НДС 10 процентов в
  отношении услуг по передаче племенного скота и птицы во владение и
  пользование по договорам финансовой аренды (лизинга) с правом выкупа был
  установлен до 1 января 2012 года.

Уточнён порядок применения  ставки НДС 0
  процентов при выполнении ряда работ (оказании услуг) российскими
  организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов (пп.
  "б" п. 3 ст. 1 Федерального закона № 330-ФЗ от 21 ноября 2011 г.).

Ставка НДС 0 процентов стала применяться в том числе
  и в отношении:

  – нефти и нефтепродуктов, помещённых под процедуру таможенного транзита;

  – нефти и нефтепродуктов, вывозимых из России в государства – члены
  таможенного союза.

В связи с этим внесены изменения в комплект
  документов, подтверждающих обоснованность применения ставки НДС 0 процентов.

Данные изменения распространяются на правоотношения,
  возникшие с 1 января 2011 года.

Не было предусмотрено подобных положений.

НДФЛ

Изменён порядок определения дохода, полученного в
  натуральной форме (п. 5 ст. 2 Федерального закона № 227-ФЗ от 18 июля 2011
  г.).

Доход, полученный в натуральной форме,
  рассчитывается исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном
  предусмотренному ст. 105.3 Налогового кодекса РФ.

Доход, полученный в натуральной форме, исчислялся
  исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренномуст. 40
  Налогового кодекса РФ.

Изменён порядок налогообложения отдельных выплат при
  увольнении (абз. 6 пп. "а" п. 7 ст. 1 Федерального закона № 330-ФЗ
  от 21 ноября 2011 г.)

Организация вправе не удерживать НДФЛ, только если
  общая сумма всех выплат уволенному работнику (выходное пособие,
  среднемесячный заработок на период трудоустройства, компенсации руководителю,
  заместителям руководителя и главному бухгалтеру) не превышает трёхкратного
  (на Крайнем Севере – шестикратного) размера среднемесячного заработка.

Из не облагаемых НДФЛ компенсационных выплат,
  связанных с увольнением работников, была исключена только компенсация за
  неиспользованный отпуск при увольнении.

Отменён ежемесячный стандартный налоговый вычет на
  работника в размере 400 руб. (абз. 2 пп. "а" п. 8 ст. 1
  Федерального закона № 330-ФЗ от 21 ноября 2011 г.).

Ежемесячный стандартный налоговый вычет на работника
  в размере 400 руб. в месяц больше не предоставляется.

Все резиденты, получающие доходы, облагаемые по
  ставке 13 процентов, имели право на ежемесячный стандартный налоговый вычет в
  размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода. Начиная с месяца, в
  котором доход работника превышал 40 тыс. руб., данный вычет не применялся.

Повышены размеры стандартных налоговых вычетов на
  детей (абз. 10-22 пп. "а" п. 8 ст. 1 Федерального закона № 330-ФЗ
  от 21 ноября 2011 г.).

Стандартный налоговый вычет на ребёнка установлен в
  следующих размерах:

  – 1400 руб. – на 1-го ребенка;

  – 1400 руб. – на 2-го ребенка;

  – 3000 руб. – на 3-го и каждого последующего ребенка;

  – 3000 руб. – на каждого ребёнка-инвалида в возрасте до 18 лет, а также
  учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в
  возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

С 1 января по 31 декабря 2011 года включительно
  размер стандартных налоговых вычетов на детей был равен:

  – 1000 руб. – на 1-го ребенка;

  – 1000 руб. – на 2-го ребенка;

  – 3000 руб. – на 3-го и каждого последующего ребенка;

  – 3000 руб. – на каждого ребёнка-инвалида в возрасте до 18 лет, а также
  учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в
  возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

Определён порядок представления работодателями в
  налоговую инспекцию сведений по форме 2-НДФЛ (п. 7 ст. 2 Федерального закона
  № 227-ФЗ от 18 июля 2011 г.).

Cведения по форме 2-НДФЛ нужно представлять в
  налоговую инспекцию в соответствии с установленными форматами на электронных
  носителях или с использованием телекоммуникационных каналов связи. Исключение
  установлено для организаций с численностью работников, получивших доходы в
  налоговом периоде, до 10 человек. Они вправе представлять сведения на
  бумажном носителе.

Формат представления сведений о доходах (бумажный
  или электронный) не зависел от количества работников, по доходам которых они
  представляются.

Утверждена новая форма 3-НДФЛ и порядок её
  заполнения (представляется начиная с налогового периода 2011 года) (Приказ
  ФНС России № ММВ-7-3/760 от 10 ноября 2011 г.).

За 2011 год сведения о своих личных доходах, а также
  о вычетах по НДФЛ (получаемых в налоговой инспекции) граждане должны
  представлять по новой форме.

По доходам за 2010 год граждане отчитывались по
  форме 3-НДФЛ, действовавшей в данном году.

Внесены изменения в форму 2-НДФЛ и порядок её
  заполнения (Приказ ФНС России № ММВ-7-3/909 от 6 декабря 2011 г.)

В частности, уточнено, что если гражданин получает
  доходы, облагаемые НДФЛ по разным налоговым ставкам, то организация должна
  составлять единую справку по форме 2-НДФЛ, а не подавать сведения отдельно по
  каждой ставке.

Кроме того, определены новые коды доходов (в т. ч.
  по операциям РЕПО) и коды вычетов.

При получении гражданином доходов, облагаемых по
  разным налоговым ставкам, справки 2-НДФЛ оформлялись и представлялись
  отдельно по каждой ставке.

УСН

Изменён порядок определения дохода, полученного в
  натуральной форме (п. 16 ст. 2 Федерального закона № 227-ФЗ от 18 июля 2011
  г.).

Доход, полученный в натуральной форме, определяется
  исходя из цены сделки с учетом положений ст. 105.3 Налогового кодекса РФ.

Доход, полученный в натуральной форме, определялся
  исходя из цены сделки с учётом положений ст. 40 Налогового кодекса РФ.

Изменён порядок оценки дохода в виде безвозмездно
  полученного имущества (работ, услуг, имущественных прав) (пп. "а"
  п. 8 ст. 2 Федерального закона № 227-ФЗ от 18 июля 2011 г.).

Оценка доходов при безвозмездном получении имущества
  (работ, услуг, имущественных прав) проводится исходя из рыночных цен с учетом
  положений ст. 105.3 Налогового кодекса РФ.

Оценка доходов, полученных безвозмездно,
  производилась с учётом положений ст. 40 Налогового кодекса РФ.

Установлен новый порядок уменьшения единого налога
  при УСН индивидуальными предпринимателями, которые не имеют наемных
  работников и платят единый налог с доходов(п. 19 ст. 1 Федерального закона №
  338-ФЗ от 28 ноября 2011 г.).

По общему правилу сократить единый налог при УСН
  (авансовый платёж по единому налогу) к уплате можно не более чем на 50
  процентов. Теперь данное ограничение не распространяется на индивидуальных
  предпринимателей, применяющих УСН с объектом налогообложения – доходы,
  которые не привлекают наёмных работников и платят взносы на обязательное
  пенсионное (медицинское) страхование исходя из стоимости страхового года. Они
  могут уменьшить единый налог при УСН (авансовый платёж по нему) на всю сумму
  взносов, рассчитанную исходя из стоимости страхового года, даже если размер
  взносов составит более 50 процентов суммы налога (авансового платежа).

Не было предусмотрено права индивидуальных
  предпринимателей (которые применяют УСН с объектом налогообложения – доходы,
  не привлекают наёмных работников и платят взносы на обязательное пенсионное
  (медицинское) страхование исходя из стоимости страхового года) уменьшать
  единый налог при УСН (авансовый платёж по нему) на всю сумму взносов,
  рассчитанную исходя из стоимости страхового года.

Уточнён размер доходов, ограничивающих право на
  переход на УСН с 2013 года (ч. 1 ст. 2, ст. 3, ч. 3 ст. 4 Федерального закона
  № 204-ФЗ от 19 июля 2009 г.).

Размер полученных доходов
  за девять месяцев текущего года (года, в котором организация подаёт в
  налоговую инспекцию заявление о переходе на применение УСН) не должен
  превышать 15 млн руб. с учетом коэффициента индексации.

 

В 2013 году организация
  сможет применять УСН, если за девять месяцев 2012 года ее доход не превысит
  23 070 тыс. руб.

Организация могла с 2012 года применять УСН, если
  размер её доходов, полученных за девять месяцев 2011 года, не превысил 45 млн
  руб..

 

ЕНВД

Установлен коэффициент-дефлятор К1 на 2012 год
  (Приказ Минэкономразвития России № 612 от 1 ноября 2011 г.).

При расчёте суммы ЕНВД базовую доходность необходимо
  умножать на коэффициент К1. На 2012 год значение коэффициента-дефлятора К1
  установлено в размере 1,4942.

До 2012 года значение коэффициента-дефлятора К1 было
  установлено в размере 1,372.

В Москве отменён ЕНВД (Закон г. Москвы № 3 от 26
  января 2011 г.)

В Москве не может применяться спецрежим в виде ЕНВД
  при распространении наружной рекламы с использованием рекламных конструкций.

В Москве действовал спецрежим в виде ЕНВД по
  единственному виду деятельности – распространению наружной рекламы с
  использованием рекламных конструкций.

Взносы на
  обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и страхование
  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Отменены взносы на обязательное медицинское
  страхование в ТФОМС (п. 5 ст. 12 Федерального закона № 313-ФЗ от 29 ноября
  2010 г.).

В 2012 и последующих годах страхователи не должны
  перечислять взносы на обязательное медицинское страхование в ТФОМС.

До 1 января 2012 года были установлены тарифы
  страховых взносов на обязательное медицинское страхование, которые нужно было
  уплачивать в ТФОМС.

Изменена предельная величина выплат, на которую
  начисляются взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское)
  страхование, внесены изменения в размер тарифов взносов и правила их расчёта
  (как для страхователей, которые применяют общие тарифы, так и для
  страхователей, которые поль