Семинар «Организация энергосбережения на муниципальном уровне»
16 апреля 2012 г. на базе ОАО «САНТЕХПРОМ» состоялся семинар на темы: «Организация энергосбережения на муниципальном уровне. Анализ нормативно-правовой базы, энергетическая стратегия города Москвы до 2020 года». «Бухгалтерский учёт, налог на прибыль и НДС в 2012 году. Сложные вопросы».
Мероприятие, организованное Муниципальным фондом поддержки малого предпринимательства ВАО города Москвы совместно с компанией «САНТЕХПРОМ» посетили представители управляющих, эксплуатирующих компаний, жилищных объединений, а также руководители и главные бухгалтера бизнеса округа. Благосостояние и устойчивое развитие муниципальных образований, в первую очередь, зависят от их экономического состояния, которое в значительной степени определяется расходами на энергоресурсы и качеством энергообеспечения в условиях крайней ограниченности и значительного субсидирования местных бюджетов ЖКХ является одним из крупнейших потребителей топлива и энергии в России – на его долю приходится около 30% всего энергопотребления страны. В системах городского (районного) теплоснабжения, особенно при транспортировке, распределении и регулировании, часто используются технические средства, разработанные 40–50 и более лет назад и имеющие большой физический и моральный износ. По данным обследований, проведенных в ряде регионов России, резервы экономии в системах ЖКХ и муниципальной энергетики оцениваются в 15–30% действующих затрат на энергообеспечение, включая водопользование. Все это позволяет называть экономию энергоресурсов в системе муниципального ЖКХ «золотым дном». По первому вопросу «Организация энергосбережения на муниципальном уровне. Анализ нормативно-правовой базы, энергетическая стратегия города Москвы до 2020 года» слушали Раевскую Анжелу Васильевну, директора Муниципального фонда поддержки малого предпринимательства ВАО города Москвы. Вначале своего выступления она напомнила собравшимся, что, несмотря на большое число различных нормативных и законодательных актов, изданных на всех уровнях власти (Президент, Правительство, Госдума, региональные власти), внедрение в жизнь энергосбережения как вида деятельности идет медленно. Основными причинами такого положения Анжела Васильевна выделила следующие причины:
1. Низкая квалификация специалистов энергетических служб в отношении использования энергосберегающих технологий.
2. Низкий уровень осознания населением и органами власти необходимости внедрения энергосберегающих технологий (ЭСТ) (низкий уровень «энергетической культуры», отсутствие ощущения избытка энергоресурсов и системы привития практических навыков энергосбережения в воспитательных и образовательных учреждениях – детских садах, школах и ВУЗах).
3. Отсутствие эффективной системы стимулирования внедрения ЭСТ.
4. Слабая законодательная база, включающая множество неработающих законов из-за отсутствия подзаконных актов.
5. Отсутствие системных инвестиций и низкая инвестиционная привлекательность проектов по энергосбережению в силу мощных законодательных барьеров в бюджетной сфере.
6. Отсутствие стимула у бюджетных организаций: бюджет уменьшают на величину сэкономленных средств (система лимитирования энергоресурсов).
7. Ложное понимание прогресса в развитии энергетики путем освоения новых источников энергии вместо внедрения ЭСТ, несмотря на то, что внедрение ЭСТ в 3–4 раза дешевле для достижения аналогичного энергетического эффекта, но требует значительно большего времени для воспитания уровня культуры в отношении энергосбережения.
По мнению докладчика, А.В. Раевской, опыт внедрения энергосберегающих проектов показал, что для получения максимального эффекта в заданные сроки рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:
I. Сбор исходной информации и выявление ключевых проблем.
Сбор исходной информации проводят на основе энергетического аудита и инвентаризации систем ЖКХ бюджетной сферы. Информация должна удовлетворять потребности проблемы, а обследование может быть проведено разной глубины и объема – от бухгалтерской информации до инструментального обследования.
II. Выбор варианта финансирования.
На начальном этапе источниками финансирования могут служить федеральный, региональный и местный бюджеты, заемные средства, средства организации, внедряющей мероприятия, экологические фонды и иные внебюджетные источники (средства благотворительных фондов и частных программ социальной ответственности бизнеса). Основными среди них пока остаются собственные средства и заемные.
К дополнительным формам финансирования можно отнести использование механизма реинвестирования и средств грантов. Гранты позволяют облегчить начальную фазу работ по энергосбережению, а реинвестирование позволяет осуществить самоподдержание работ.
III. Разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) и бизнес-плана.
Этот этап дает возможность выделить наиболее эффективные мероприятия и при ограниченности финансовых средств приступить к их выполнению. Кроме того, этот документ позволяет привлечь инвестиции, защитить проект в рабочей группе по оценке эффективности энергосберегающих проектов при областной администрации.
IV. Разработка программы энергосбережения.
Основные подходы к выбору энергосберегающих мероприятий, т.е. их ранжирование в соответствии с такими критериями, как окупаемость, комфортность и др., проводится по всем видам энергоресурсов в соответствии со следующими принципами:
- экономить в первую очередь то, что обходится дороже.
- последовательность внедрения мероприятий рекомендуется осуществлять в соответствии с их затратностью (беззатратные, малозатратные, среднезатратные, многозатратные).
- выявить участки в технологии энергосистем с аномально большими потерями (найти энергетические дыры).
- вести точный учет потребляемых энергоресурсов.
- исключить, по возможности, посредников поставщиков энергоресурсов, т.к. они заинтересованы в переносе всех своих затрат и потерь на потребителя (лучше производить самим).
- реализовывать мероприятия по энергосбережению без ухудшения санитарно-гигиенических условий жизни граждан.
- проводить тщательный анализ и выбор целей при разработке и выборе мероприятий для концентрации средств на самых эффективных мероприятиях.
V. Мониторинг и оценка эффективности проектов по энергосбережению, отслеживание эффектов.
Под мониторингом понимается наблюдение и систематизация результатов внедрения мероприятий за определенный период, как правило, 1 год.
Цели мониторинга:
- установить истинную величину экономии;
- выяснить причины несоответствия фактических и теоретических величин экономии;
- выявить побочные положительные и отрицательные моменты;
- внедренные мероприятия требуют внимания: поддержание оборудования в рабочем состоянии, его настройка и проверка.
Иначе эффективность мероприятий падает и все возвращается, как показывает практика, «на круги своя». А в связи тем, что на муниципальном уровне реализуются в основном ЭСТ на базе или в интересах объектов социальной сферы, то все такие мероприятия имеют еще и большой социально-экологический эффект, которые демонстрируют свой интерес в привлечении бизнеса на свою территорию и открытость к инновациям. Как отметила Анжела Васильевна, примерно в трети случаев опыт проектов тиражировался за счет местных ресурсов на окружающие территории и служил основой для разработки и реального воплощения местных и региональных программ по энергосбережению, в том числе поддержанных частными инвесторами. Более подробно прямые и косвенные эффекты от реализации энергосберегающих проектов представлены на схеме. Очевидно, что общий эффект превосходит самые смелые ожидания и не до конца понимается местными властями. Это вообще характерно для инвестиций в местную инфраструктуру, которая является каркасом и фундаментом местного устойчивого развития.
Схема: Прямые и косвенные эффекты от реализации энергосберегающих проектов на местном уровне.
В заключение доклада А.В. Раевская подчеркнула, что лишь в результате применения указанных механизмов и реализации проектов по энергосбережению возможен вывод местных сообществ на безубыточный уровень и создание предпосылок для отказа от дотаций, что существенно расширяет возможности местного устойчивого развития и снижает зависимость местных сообществ от ограничений, накладываемых бюджетным законодательством.
С докладом на тему: «Бухгалтерский учёт, налог на прибыль и НДС в 2012 году: новые и обновленные ПБУ. Подготовка к составлению бухгалтерской отчётности за 1-й квартал 2012 г. Анализ типичных ошибок и нарушений, встречающихся при составлении отчётности. Анализ основных положений учетной политики организаций в 2012 году. НДС. Налог на прибыль. Обзор последних рекомендаций МинФина, ФНС и актуальной арбитражной практики» выступила Каковкина Татьяна Владимировна – генеральный директор ООО «Аудиторская служба «Партнёры» (г. Москва)». Для более эффективного восприятия информации Татьяна Владимировна изложила его в виде следующей сравнительной таблице:
ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ВСТУПИВШИЕ В СИЛУ С 2012 ГОДА
Что изменилось |
Как стало с 1 |
Как было до 1 |
|
Налоги и сборы. |
|||
Дополнены полномочия Минфина России (п. 1 ст. 1 |
Минфин России вправе давать письменные разъяснения |
Не было предусмотрено таких полномочий. |
|
Введена новая гл. 3.1 Налогового кодекса РФ об |
Организации, которые уплачивают налог на прибыль, Создать консолидированную группу налогоплательщиков |
Понятия "Консолидированная группа |
|
Введена новая гл. 14.1 Налогового кодекса РФ (п. 5 |
Расширен перечень оснований для признания лиц По иным основаниям стороны сделки могут быть |
Взаимозависимости лиц была посвящена ст. 20 Продавец и покупатель могут быть признаны |
|
Введена новая гл. 14.2 Налогового кодекса РФ (п. 5 |
Рыночная цена для целей налогообложения (при |
Понятие рыночной цены предусматривалось ст. 40 |
|
Введена новая гл. 14.3 Налогового кодекса РФ (п. 5
|
Установлены методы определения рыночной цены для Допускается использование комбинации двух и более |
Существовало три метода определения рыночной цены Каждый последующий метод можно было применять только |
|
Введена новая гл. 14.4 Налогового кодекса РФ (п. 5 |
Введено понятие "контролируемые сделки". |
Порядок признания сделок контролируемыми в Налоговом |
|
Введена новая гл. 14.5 Налогового кодекса РФ (п. 5 |
ФНС России вправе проводить проверки соответствия |
Специального вида проверок в отношении соответствия |
|
Введена новая гл. 14.6 Налогового кодекса РФ (п. 5 |
Организации – крупнейшие налогоплательщики вправе |
В Налоговом кодексе РФ не содержалось положений о |
|
Налог на прибыль |
|||
Изменен порядок определения дохода, полученного в |
Доход, полученный в натуральной форме, определяется |
Доход, полученный в натуральной форме, определялся |
|
Изменён порядок оценки дохода в виде безвозмездно |
Оценка доходов при безвозмездном получении имущества |
Оценка доходов, полученных безвозмездно, |
|
Появилась новая категория плательщиков налога на прибыль |
Ответственный участник консолидированной группы |
Ранее к числу плательщиков налога на прибыль не |
|
Установлен новый порядок признания расходов на НИОКР |
В частности, произошли следующие изменения: |
Ранее расходы по созданию новых или |
|
Уточнён порядок списания на расходы стоимости |
Разрешено включать в состав прочих расходов, |
В прочих расходах учитывались затраты на |
|
Уточнён порядок установления субъектами РФ |
Для организаций – резидентов особой экономической |
Ранее было установлено, что для организаций – |
|
Расширен перечень организаций, которые вправе |
Организации – резиденты технико-внедренческой особой |
Ранее подобная льгота не была установлена. |
|
НДС |
|||
Изменён порядок определения цен товаров (работ, |
При определении выручки от реализации товаров (работ |
При определении выручки от реализации товаров (работ |
|
Установлен срок для представления в налоговую |
В целях возмещения НДС в заявительном порядке |
Ранее банковскую гарантию надо было представлять
|
|
Уточнён порядок предоставления освобождения от НДС |
Льгота действует в отношении чёткого перечня работ с |
Точный перечень работ, к которым можно было |
|
Продлён период применения ставки НДС 10 процентов в |
До 1 января 2018 года продлён срок применения ставки |
Ранее срок применения ставки НДС 10 процентов в |
|
Уточнён порядок применения ставки НДС 0 |
Ставка НДС 0 процентов стала применяться в том числе В связи с этим внесены изменения в комплект Данные изменения распространяются на правоотношения, |
Не было предусмотрено подобных положений. |
|
НДФЛ |
|||
Изменён порядок определения дохода, полученного в |
Доход, полученный в натуральной форме, |
Доход, полученный в натуральной форме, исчислялся |
|
Изменён порядок налогообложения отдельных выплат при |
Организация вправе не удерживать НДФЛ, только если |
Из не облагаемых НДФЛ компенсационных выплат, |
|
Отменён ежемесячный стандартный налоговый вычет на |
Ежемесячный стандартный налоговый вычет на работника |
Все резиденты, получающие доходы, облагаемые по |
|
Повышены размеры стандартных налоговых вычетов на |
Стандартный налоговый вычет на ребёнка установлен в |
С 1 января по 31 декабря 2011 года включительно |
|
Определён порядок представления работодателями в |
Cведения по форме 2-НДФЛ нужно представлять в |
Формат представления сведений о доходах (бумажный |
|
Утверждена новая форма 3-НДФЛ и порядок её |
За 2011 год сведения о своих личных доходах, а также |
По доходам за 2010 год граждане отчитывались по |
|
Внесены изменения в форму 2-НДФЛ и порядок её |
В частности, уточнено, что если гражданин получает Кроме того, определены новые коды доходов (в т. ч. |
При получении гражданином доходов, облагаемых по |
|
УСН |
|||
Изменён порядок определения дохода, полученного в |
Доход, полученный в натуральной форме, определяется |
Доход, полученный в натуральной форме, определялся |
|
Изменён порядок оценки дохода в виде безвозмездно |
Оценка доходов при безвозмездном получении имущества |
Оценка доходов, полученных безвозмездно, |
|
Установлен новый порядок уменьшения единого налога |
По общему правилу сократить единый налог при УСН |
Не было предусмотрено права индивидуальных |
|
Уточнён размер доходов, ограничивающих право на |
Размер полученных доходов
В 2013 году организация |
Организация могла с 2012 года применять УСН, если
|
|
ЕНВД |
|||
Установлен коэффициент-дефлятор К1 на 2012 год |
При расчёте суммы ЕНВД базовую доходность необходимо |
До 2012 года значение коэффициента-дефлятора К1 было |
|
В Москве отменён ЕНВД (Закон г. Москвы № 3 от 26 |
В Москве не может применяться спецрежим в виде ЕНВД |
В Москве действовал спецрежим в виде ЕНВД по |
|
Взносы на |
|||
Отменены взносы на обязательное медицинское |
В 2012 и последующих годах страхователи не должны |
До 1 января 2012 года были установлены тарифы |
|
Изменена предельная величина выплат, на которую |