Рынок радиаторов РФ: кому он принадлежит в реальности?
Эксперты маркетингового агентства ROIF EXPERT провели исследование, в ходе которого проанализировали состояние российского рынка радиаторов центрального отопления за последние пять лет.
Результаты говорят сами за себя: долю в 59% занимает продукция импортного производства, и в течение 5 прошедших лет динамика и тенденции оставались неизменными. Особенно «прирост» доли импортных радиаторов на российском рынке заметен в 2017-2018 годах.
Сколько выпускают «наши» и сколько ввозят импортеры?
Несмотря на то, что объемы производства отечественных радиаторов растут, этого оказывается недостаточно для изменения ситуации на рынке. Этот сегмент, как и прежде, заполнен продукцией зарубежного изготовления.
Положительную роль играет тот факт, что ежегодно в России открываются новые заводы по выпуску алюминиевых и биметаллических радиаторов, а многие предприятия наращивают объемы производства. Тем не менее, кардинальным образом это не меняет существующую обстановку на отечественном рынке радиаторов.
Отметим, в 2016 году на 45% увеличились темпы производства радиаторов на российских предприятиях, в 2017-ом этот параметр составил 16%, а в 2018-ом — всего лишь 7-8%.
Внутреннее производство радиаторов центрального отопления постепенно увеличивается, но одновременно с тем на рынок поступает все больше и больше устройств из-за рубежа.
А в частности, суммарный объем импорта радиаторов в 2018 году составил более 25 миллионов секций, что эквивалентно темпу роста в 17% по сравнению с прошлым отчетным периодом. В 2017-ом году этот показатель составил 18%.
Получается, что показатели увеличения объемов выпуска отечественных радиаторов и «заполнения» рынка импортной продукцией сопоставимы. Это позволяет сделать вывод: спрос на радиаторы центрального топления на рынке РФ очень велик.
Какие игроки — ключевые на российском рынке радиаторов?
Проанализировав ситуацию в течение последних 5 лет, эксперты пришли к выводу, что на отечественном рынке радиаторов 59% продукции — изделия импортного производства, а на долю изделий российского изготовления приходится 41%. Особенно «показательными» стали 2017 и 2018 года.
Фактически, российский рынок радиаторов является высокоимпортозависимым. В 2018 году оценочная стоимость импорта продукции на наш рынок составила порядка $150 миллионов.
Ключевыми зарубежными игроками, как и прежде, остаются:
- Китай — 25% от общего объема импортированной продукции.
- Турция — 17% от суммарного объема радиаторов иностранного изготовления.
- Польша — 16% 0от всего объема ввозимых радиаторов на территорию РФ из-за рубежа.
Примечательно, что по стоимостному объему последовательность иностранных импортеров совершенно иная: Китай — 30%, следом — Германия с 17%, замыкает тройку Польша — 15% (по данным, актуальным в 2018 г.).
Итоги и выводы
Интересны и результаты оценки динамики потребления радиаторов на российском рынке за последнюю пятилетку. Очевидно, что все менее востребованными становятся чугунные модели.
Например, в 2014 году на такие модели приходилось 9,3% от суммарного объема продукции, представленной на российском рынке, а в 2017 году — всего лишь 5,8%. Аналогичным образом «сложилась» и структура импорта таких радиаторов.
Если говорить о ввозе радиаторов — картина абсолютно «прозрачна». Наблюдается рост, обусловленный повышением производственных индикаторов. Очевидна интенсификация отгрузок, которые ориентированы именно на экспортные рынки. И такая тенденция актуальна для 2017-2018 годов. За этот оценочный период поставки находятся на уровне 6-7% в долевом эквиваленте в общей структуре товарных потоков. В общем портфеле продуктов продуцентов именно радиаторы центрального отопления заняли «нишу» продукта, который ориентирован по большей степени именно на внутренний рынок.