Какими последствиями обернулось введение обязательной сертификации радиаторов отопления?
В июле 2018 года в России на законодательном уровне было введено требование об обязательной сертификации радиаторов отопления и отопительных конвекторов. Спустя год эксперты подвели итоги, оценив, как ситуация на рынке изменилась с учетом такого нововведения.
Отметим, ключевая цель введения такой регулирующей меры — обеспечение условий, при которых потребителям гарантированно предоставляются и озвучиваются реальные, а не завышенные функциональные параметры отопительных приборов.
Прогресс в этом направлении очевиден: за год доля продукции с заведомо ложными заявленными характеристиками сократилась примерно в 5-7 раз. Фактически, если раньше объем такой продукции составлял 35% от общего числа, то через год после введения обязательной сертификации — всего лишь 5-7%. Можно смело утверждать, что ситуация на рынке кардинально изменилась.
О чем производители теперь вынуждены говорить честно?
Эксперты детально рассмотрели вопрос, касающийся добросовестности поставщиков, выявив, какие именно функциональные параметры отопительных приборов прежде заведомо завышались поставщиками:
- Завышение теплоотдачи. Ранее недостоверные данные были указаны в технических паспортах у 20-30% изделий от общего числа. Спустя год после введения обязательной сертификации их число составило 8-10%, то есть уменьшилось примерно в 2,5 раза.
- Завышение рабочего давления. Фактически с рынка исчезли приборы, у которых этот параметр был указан недостоверно. Это положительно повлияло на степень безопасности эксплуатации радиаторов и конвекторов.
Влияние сертификации на «состав» игроков на рынке
Примечательно, что введение обязательной сертификации обеспечило заметное развитие импортозамещения на рынке РФ. Это обусловлено тем, что условия конкуренции стали честными и «равными» для всех игроков рынка. Вследствие этого значительно сократился объем ввоза соответствующей продукции от иностранных поставщиков.
Цифры говорят сами за себя: за первое полугодие 2019-го объем «освободившейся» рыночной ниши для российских производителей алюминиевых, биметаллических и стальных радиаторов составил 13 000 тонн продукции, что эквивалентно $36 млн.
Но производители из РФ быстро осваивают эту «освободившуюся» нишу, так как в данной отрасли уже три года подряд темпы роста объемов промышленного производства составляют больше 10%:
- В 2018 году в объемы выпуска алюминиевых и биметаллических радиаторов в РФ увеличились на 11,46%, что эквивалентно 2,5 млн. секций.
- За прошлый год объемы производства стальных панельных радиаторов возросли на 26,5%, то есть фактический прирост составил более 250 тыс. единиц изделий.
При этом доля ввозимых в РФ алюминиевых радиаторов отопления, не имеющих торговой марки, в первом полугодии 2019-го сократилась на 60%, что позволило уменьшить их объем на российском рынке почти вдвое — до 7,9%. Ситуация со стальными «безымянными» радиаторами еще более впечатляющая: за аналогичный промежуток времени их число сократилось более чем в 16 раз, то есть снизилось до отметки 0,28% от общего объема ввозимой продукции.
Сертификация — гарант баланса интересов всех участников рынка отопительного оборудования
Резюмируя, и для потребителей, и для производителей введение обязательной сертификации радиаторов отопления и отопительных конвекторов обеспечило ряд преимуществ. Рынок были вынуждены покинуть сомнительные иностранные поставщики, что обеспечило более «равные» и честные условия для конкуренции между добросовестными производителями.
При этом качество представленной на рынке продукции стало заметно выше, но вместе с тем не произошло ее подорожания, что обеспечивает очевидные преимущества для покупателей.